Выберите город

    Появились вопросы?

    Мы постараемся ответить как можно скорее.
    Тема вопроса*
    Нажимая кнопку «Отправить вопрос», вы даете согласие на обработку персональных данных.

    Sony ZV-1F: краткий обзор

    Sony ZV-1F

    Компания Sony вчера представила компактную камеру ZV-1F. Самым большим вопросом, который остался у нас после детального рассмотрения этой камеры, является: а что, собственно, значит эта игривая «F» в названии? И, честно говоря, у нас нет ни одной догадки.

    ZV-1F базируется на оригинальной ZV-1 2020 года, но удешевленной практически по всем параметрам. Нетронутой осталась матрица – тот же самый 1” Exmor RS CMOS с разрешением 20 Мп, ведущий историю еще от Sony RX100M5 (2016 г.), процессор Bionz X и 3” ЖК TFT экран с разрешением 640х480 точек. Такой же экран ставился в первую RX100 2012 года (единственное что –  тогда он не был сенсорным). Наверно, вы уже начинаете думать «стоп, стоп, сейчас 2022 год, а вы предлагаете камеру с матрицей из 2016 и с VGA экраном, который недавно отметил 10-летний юбилей?». И Sony отвечает: «Да». И это только начало.

     

     

    Серию RX100, от которой в свое время отпочковалась ZV-1, всегда хвалили за светлый зум-объектив: даже у первой RX100 в широкоугольном положении была светосила f/1.8. При зуммировании она, правда, быстро падала до f/4.9, но уже в RX100M3, в 2014 году это поправили, создав превосходный 24-70 мм f/1.8-2.8 (фокусные расстояния приведены к 35-мм эквиваленту). Этот объектив успешно перекочевал в RX100M4, затем в RX100M5, а из нее – в оригинальную ZV-1. И вот всё, его больше нет, вместо этого ZV-1F предлагает «фикс» 20 мм f/2. Широкий угол – это, конечно, хорошо, но именно оптический зум при хорошей светосиле был одним из ключевых преимуществ компактных камер Sony перед смартфонами. За эти долгие 8 лет, прошедшие с 2014 года, телефоны отрастили себе по 3-4-5 камер, которые, в принципе, неплохо компенсируют отсутствие зума. А Sony, видимо, решила двигаться в обратном направлении – хватит вам, господа, и фикса с цифровым 1.5-2х масштабированием. ND-фильтры, как в ZV-1? Их нет. Прикрутите VND фильтр снаружи, если вам так надо (резьба 40.5 мм). Оптическая стабилизация? Ее нет. Ну ладно, ее не было и в ZV-1. Есть цифровая стабилизация с дополнительным кроп-фактором 1.23х, то есть угол обзора у вас снижается с 20 до 25 мм. И, к сожалению, эта цифровая стабилизация не работает настолько же надежно, как у последних моделей экшен-камер (GoPro HERO 11, DJI Osmo Action 3) или у современных смартфонов. Точнее, она не работает вообще, при съемке с вытянутых рук изображение трясется настолько сильно, что смотреть на такой видеоряд дольше нескольких секунд откровенно тяжело. Хотите снимать на ходу – придется докупать внешний стабилизатор с моторизованным подвесом.  

    Sony ZV-1F в руке

    Поскольку Sony считает, что матрица из 2016 года, как говорится,  «походит еще», максимальная скорость съемки в 4К, которую ZV-1F может предложить, это 30 кадров/с. В том же 2016 году вышел iPhone 7 – первый телефон с 4К 60р. За прошедшие 8 лет снимать 4К 60р научились не только флагманы Apple, но и множество моделей среднего ценового диапазона. iPhone 8, например, можно сейчас купить с рук в отличном состоянии за какие-то смешные 10 тысяч рублей. В 2020 году, с выходом iPhone 12, Apple предложила видеосъемку в HDR Dolby Vision с глубиной цвета 10 бит, при тех же 60 кадрах в секунду. Нераспечатанный iPhone 12 сейчас еще можно купить примерно за 50 тысяч. Кстати, у него еще будет 2х оптический зум и оптическая стабилизация изображения. А что же Sony? Все те же 4К 30р 8 бит 4:2:0, как 6 или 8 лет назад. Правда, в списке профилей изображения есть HLG (HLG, HLG1, HLG2, HLG3) и Log (S-Log2, S-Log3). HLG позволяет немного расширить базовый динамический диапазон, не занимаясь сложной обработкой. S-Log профили требуют, чтобы вы загрузили изображение в редактор, после чего из него можно будет извлечь порядка 10-10.5 ступеней динамического диапазона, но это требует, чтобы вы потратили действительно много времени и много усилий на обработку и грейдинг.

    Sony ZV-1F вид сзади

    По крайней мере, Sony удалось решить проблему перегрева: оригинальная ZV-1 при съемке в помещении, без обдува ветром, выключалась от превышения безопасной температуры приблизительно через 40-50 минут. Судя по первым обзорам, ZV-1F не перегревается и может записывать 4К видео порядка 1 часа или 75 минут – примерно настолько в среднем хватает ее довольно скромной батарейки. Надо сказать, что большинство современных телефонов продержится дольше, несмотря на то, что диагональ их экрана больше в 2 раза. Да, ZV-1F поддерживает зарядку по USB, а также постоянную работу от внешнего USB источника, но мы бы советовали купить как минимум 1 запасной аккумулятор NP-BX1 в любом случае.

    Двигаемся дальше. У ZV-1F отсутствует фазовый автофокус, только контрастная система фокусировки. Конечно, можно сказать, что при огромной глубине резкости 20-мм объектива проблем и так быть не должною. И это отчасти правда, камера фокусируется быстро и хорошо удерживает в фокусе такие объекты как, например, лица. К тому же, признаемся честно, вы вряд ли будете снимать что-то вроде гонок или баскетбола на 20-мм широкоугольный объектив. Видимо, эти соображения и навели Sony на мысль, что на фазовых датчиках тоже можно сэкономить.

    Sony ZV-1F вид сверху

    На чем сэкономили еще? Горячий башмак – его больше нет, вместо него холодный, то есть без питания, без синхроконтактов. Про установку внешней вспышки можно забыть, встроенной вспышки тоже нет. В Sony пошли еще дальше: нет вспышки, не нужен и механический затвор. Да, затвор здесь только электронный, как у видеокамер. Нет и никакой LED подсветки (в отличие от тех же телефонов). По крайней мере, можно поставить недорогой компактный светодиодный светильник в башмак.

    RAW – здесь нет и RAW. В очередной раз вспомним Apple – даже iPhone умеет снимать фотографии в RAW, хотя это вообще телефон. Sony считает, что камера, продающаяся за сопоставимую сумму, этого делать не обязана. Ограничение, как вы понимаете, чисто программное, технически у ZV-1F есть все возможности, просто – зачем?

    Единственным параметром, по которому Sony ZV-1F превосходит среднестатистический современный смартфон, является съемка в условиях недостаточной освещенности. Все-таки матрица в несколько раз больше по площади, поэтому никакие электронные уловки не помогают телефонам обмануть физику: ZV-1F собирает больше света и меньше шумит. Скажем, если вы снимаете в помещении с приглушенным светом – например, на домашней вечеринке, в клубе или в ресторане – изображение с телефона быстро превращается буквально в кашу из пикселей. Sony держится гораздо лучше – хоть шум и присутствует, но в гораздо меньших количествах.

    Sony ZV-1F интерфейсы

    И вот вопрос «зачем» вертится в голове все время, пока мы это пишем. В чем смысл, если телефон двух-трехлетней давности (за те же деньги!) в большинстве ситуаций снимает видео, лучшее по качеству: с более высокой частотой кадров, с более эффективным «слоу-мо», с более широким динамическим диапазоном, с гораздо лучшей стабилизацией изображения. У него при этом будет большой и яркий экран с хорошим разрешением, а не вот этот 3-дюймовый гость из прошлого с разрешением 640х480, на котором сложно разглядеть, попали вы в фокус или нет. Sony выигрывает по качеству вечерней и ночной съемки, но не сильно – все-таки, это не полнокадровая камера, и даже не APS-C. При этом смартфон вам нужен в любом случае, в современной жизни без него тяжело.  

    С другой стороны рынка есть сегмент экшен-камер типа GoPro HERO 10 / 11 или DJI Osmo Action 3. Они не умеют звонить, но их можно ронять, с ними можно нырять, бегать, прыгать, носиться на байке, не переживая за их состояние. Уронили, подняли, снимаем дальше. По качеству изображения они, опять же, не уступают ZV-1F ни в чем, кроме ночной съемки, а по ряду моментов (например, стабилизация) – даже превосходят. Стоят они дешевле, места не занимают практически нисколько.

    Sony ZV-1F откидной экран

    Наконец, если вам больше интересна фотография, а не видео, возьмите Sony RX100M5A – там у вас будет, по крайней мере, хороший зум-объектив, видоискатель c высоким разрешением, небольшая ксеноновая вспышечка, RAW и фазовые датчики автофокуса. Или хотя бы оригинальную ZV-1, если не найдете RX100M5A, там по крайней мере остался механический затвор. Что же касается Sony ZV-1F – это вообще не фотоаппарат, это видеокамера в его корпусе. Из плюсов: относительно большая 1" матрица, но достаточно ли этого? Если сравнивать с телефонами, то у нее всего 2 преимущества. Первое – это съемка при плохом освещении, о которой мы уже говорили. Второе – это откидной экран, позволяющий видеть самого себя во время съемки в селфи-стиле. Да, у телефонов есть фронтальная камера, но она обычно сильно уступает основной и по функционалу, и по качеству изображения. Если же вы снимаете себя на основную камеру телефона, вы не видите кадр. Достаточно ли этих двух аргументов для того, чтобы выбрать ZV-1F – мы не уверены.

    Sony ZV-1F поступает в продажу в конце октября 2022 года. Цена на американском рынке составляет $499.
    Сроки поступления и цена для России пока неизвестны.

    Полезна ли статья?