Анонс Sony a9 III (ILCE-9M3)
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_a4395104-1ae1-4bbc-bbdb-3d4053aabbe5.jpg)
Компания Sony анонсировала новую флагманскую камеру a9 III (ILCE-9M3) – первую из камер Alpha с глобальным электронным затвором. И она выглядит как мечта для многих: 120 кадров в секунду при полном разрешении 24.6 Мп, с работающим автофокусом и без затемнения между кадрами. Минимальная выдержка 1/80 000 с (1/16 000 в режиме серийной съемки). Полностью бесшумный затвор с практически неограниченным ресурсом. И синхронизация со вспышками при любой выдержке. Звучит невероятно! Но есть и подводные камни.
Для начала кратко разберем, что такое глобальный электронный затвор и зачем он нужен. Глобальный затвор отличается от обычного тем, что все пиксели экспонируются и считываются одновременно, в то время как обычный электронный затвор экспонирует и считывает пиксели линия за линией: сначала по матрице пробегает первая электронная шторка, сбрасывающая заряд и запускающая экспонирование, за ней бежит вторая, завершающая экспонирование и считывающая полученный от фотодиодов заряд. В зависимости от конкретной модели CMOS матрицы считывание может происходить медленно или очень даже быстро, но в любом случае это происходит не мгновенно. Основным преимуществом технологии глобального затвора является полное устранение дисторсии при резких панорамированиях или съемке быстро движущихся объектов (так называемый эффект rolling shutter или «желе» – искривление прямых линий). Благодаря глобальному затвору также полностью устраняется эффект темных или светлых полос при съемке с мерцающим освещением – это могут быть флуоресцентные или светодиодные лампы, а также фотовспышки от ваших коллег фотографов.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_42f6ff98-b8fe-470a-aa37-3b82dacbd1fc.jpg)
A: обычный электронный затвор, B: глобальный затвор
1: поверхность с фотодиодами (пикселями)
2: блок аналого-цифровой конвертации (АЦП)
3: процессор изображения, цифровая обработка
Технология производства CMOS матриц с глобальным затвором сама по себе известна уже много лет, однако до сегодняшнего времени она практически не применялась в фотоаппаратах – в полнокадровых точно. В основном это были камеры для промышленных или научных задач, с небольшим разрешением (2-5 Мп.). Также в достаточно ограниченных количествах глобальный затвор встречался в профессиональных видео- и кинокамерах: можно вспомнить Sony F55, Canon C700, RED KOMODO 6K, Z CAM E2-S6G и другие модели. Основной проблемой глобального затвора на текущий момент является повышенный уровень шума и как следствие – ограниченный динамический диапазон.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_c72acf97-02cf-4ec3-9e1d-1f9be825cee0.jpg)
В случае с Sony a9 III мы в этом плане, честно говоря, не ожидаем чудес. Сама компания заявляет, что внедрение глобального затвора не ухудшило динамический диапазон, однако в этом заявлении есть некоторое лукавство: во-первых, в пресс-релизе не указано точное значение в ступенях экспозиции, как Sony обычно это делает. Во-вторых, «не ухудшилось» по сравнению с какой камерой? Если имеется в виду Sony a9 II, то надо сказать, что у той модели динамический диапазон был существенно уже, чем даже у обычной Sony a7 III.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_890bea03-b20e-443b-a8d0-5ebf6ab038f2.jpg)
Однако что это означает на практике? Это означает, что вы не сможете сильно (на 4-5 ступеней) вытягивать свои RAW файлы, вам нужно будет изначально достаточно точно попасть в цель с экспозицией снимка. Надо сказать, что фотографы, которые снимают спорт или новости, и так привыкли это делать, многие даже в принципе не пользуются RAW, так как главное условие их работы – как можно быстрее передать удачный снимок на публикацию. То же самое можно сказать и о fashion, beauty, рекламных фотографах, которые снимают в условиях контролируемого освещения. Тем более, что современные камеры обладают очень продвинутыми алгоритмами экспозамера и редко промахиваются даже на полном автомате. Съемка с сильной недодержкой экспозиции обычно применяется только в пейзажной фотографии, но по всему очевидно, что a9 III – камера не для пейзажиста. Второй момент – съемка при слабом освещении будет означать высокий, заметный невооруженным глазом уровень шума. Стандартный диапазон ISO составляет 250 – 25600 единиц, это косвенно свидетельствует о возможностях камеры (пока нет тестовых снимков и сравнения качества изображения от независимых экспертов, ориентироваться больше не на что).
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_b4bad114-d881-4c4a-b9b8-e735e388f274.jpg)
Что касается видео, то мы, если честно, также не видим каких-то принципиальных преимуществ по сравнению с более доступными камерами – Sony A7S III или FX3. Пусть эти камеры и используют обычный 12-мегапиксельный сенсор с построчным считыванием, при его скорости прохода матрицы менее 10 мс (порядка 1/125 с) надо очень сильно постараться, чтобы получить выраженный «роллинг-шаттер» эффект или какие-либо другие артефакты. По максимальному разрешению и скорости съемки эти камеры также не уступают: то же самое 4К разрешение при скорости до 120 кадров/с, субдискретизация 4:2:2 10 бит. Да, у A7S III и FX3 при 120 к/с будет небольшой кроп 1.1х, но это вряд ли можно назвать критическим недостатком. С другой стороны, в списке их преимуществ – невероятная светочувствительность, позволяющая снимать практически в полной темноте. Также можно вспомнить вывод RAW 16 бит видео через HDMI на внешний рекордер – этого у a9 III тоже нет. К счастью, Sony не стали уж слишком сильно урезать функционал a9 III по части видеозаписи: к примеру, здесь сохранились «кинематографические» профили изображения S-Cinetone, которые действительно выглядят очень приятно, и что еще важнее – могут глубоко настраиваться прямо в самой камере. Есть и логарифмический профиль S-Log3, снимая в котором можно применять пользовательские LUT профили изображения. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что, хотя Sony a9 III обладает достаточно широкими возможностями, видео здесь занимает все же второстепенное место.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_6d631abd-b84d-47b6-bcbf-85d70c604240.jpg)
Итак, перечислив ограничения, вернемся к тому, что является действительно сильной стороной Sony a9 III – а это невероятная скорость фотосъемки, сочетающаяся с новейшими технологиями автофокуса. Как и в других недавно выпущенных камерах Sony, здесь присутствует отдельный процессор, отвечающий за работу искусственного интеллекта. Это важно для реализации таких функций как интеллектуальное распознавание и ведение объектов – будь то люди, животные или автомобили и самолеты. Во-первых, во многих ситуациях вам больше даже не придется наводить на объект рамочку автофокуса, чтобы активировать трекинг – камера автоматически наведется на глаза, как только объект попадет в кадр. Это экономит время и позволяет не пропустить момент для снимка. Во-вторых, камера меньше сбивается на какие-либо препятствия. Если в кадре одновременно находится множество людей, вы даже можете зарегистрировать интересующее вас лицо в памяти камеры, чтобы она точно не отвлекалась на остальных.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_e616dd4e-86c7-44b0-b639-e29ec3202e9e.jpg)
Безусловно, важным является то, что серийная съемка 120 кадров/с может работать с 14-битными RAW файлами – объема буферной памяти хватает приблизительно на 190 снимков. В JPEG длина серии может быть еще в 2-3 раза больше (нам не удалось найти точные цифры в спецификации). Есть режим «предварительной съемки» (Pre-Capture), в котором камера, по сути, постоянно снимает одну непрерывную серию и сохраняет фотографии, сделанные за 1 с до нажатия на спуск затвора (надо иметь в виду, что подобные режимы очень быстро разряжают аккумулятор камеры, поэтому не могут использоваться на постоянной основе).
Отдельно можно активировать режим Composite RAW, в котором камера снимает серию из 4, 8, 16 или 32 снимков для глубокой очистки от цифрового шума и смаза, вызываемого дрожью рук. Однако для этого вам потребуется обработать созданные снимки с помощью специального приложения Imaging Edge Desktop, что, конечно, вносит дополнительные временные затраты и менее удобно, чем обработка сразу в привычном для вас фоторедакторе.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_4434e38a-ab11-4819-9ef6-cd8f85df7a51.jpg)
Интересна функция «Continuous Shooting Speed Boost», которая позволяет практически мгновенно увеличить скорость серийной съемки – по нажатию одной кнопки на корпусе. В определенных случаях сделать это можно даже не прерывая серию снимков. К примеру, вы начинаете снимать серию заранее, с небольшой скоростью – 5-10 кадров/с, чтобы не забивать буфер. И за мгновение до решающего момента, не снимая палец со спуска, увеличиваете скорость до 60 кадров/с. Может быть полезно.
Как и все профессиональные камеры Sony, a9 III оснащена матричным стабилизатором изображения, который работает с эффективностью до 8 ступеней экспозиции, а также может работать в тандеме с оптическим стабилизатором в объективах Sony, поэтому съемка с рук не должна создавать проблемы, даже при использовании длиннофокусной оптики в не самых хороших условиях освещения.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_e5ec39ac-ad87-425f-9153-63ffab0121ea.jpg)
Конечно, как флагманская спортивная камера Sony a9 III обладает отличной эргономикой. Большая ручка удобно ложится в руку. Задний дисплей с разрешением 2.1 млн. точек (3.2”) может откидываться как вверх-вниз, так и в сторону, с поворотом на 180°. Камера обладает превосходным большим видоискателем с увеличением 0.9х, разрешением 9.4 млн. точек и частотой обновления 50, 100 или 200 Гц (60 – 240 Гц в NTSC режиме, не более 100/120 Гц при скорости 120 кадров/с). Функции 5 клавиш на корпусе можно запрограммировать на необходимые вам функции. Камера поддерживает карты памяти 2 форматов: SD UHS-I/-II и CFexpress Type A – последние обладают большей скоростью записи, поэтому рекомендуются для использования в первую очередь. Встроенный LAN порт (RJ-45, 1000 Мбит/с) позволяет осуществлять дистанционную съемку с управлением камерой на большом удалении – крайне полезная функция для засадной съемки диких животных или для установки камеры в местах на стадионе, запрещенных для постоянного нахождения прессы. Если вам удобнее скидывать снимки через телефон, то здесь установлен высокоскоростной Wi-Fi IEEE 802.11ac 2x2 MIMO модуль, а также поддерживается USB сопряжение (USB Tethering) со смартфоном или ПК – интерфейс USB-С 3.2, 5 Гбит/с. Конечно же, корпус камеры выполнен из магниевого сплава и обладает защитой от пыли и влаги. При смене объективов матрицу от попадания пыли защищает специальная шторка.
![](https://api.yarkiy.ru/uploads/editor_files/editor_image_e1bbb7e6-1cc9-4058-a3a0-2f4984f95ec4.jpg)
В целом, можно в очередной раз восхититься умением Sony выпускать свои флагманские камеры точно «к обеду» – летом 2024 года, как мы помним, будут проходить очередные Олимпийские игры, и ровно к ним весной 2024 года в продажу выйдет Sony a9 III. У Canon, к примеру, это в последнее время получается гораздо хуже. Конечно, a9 III – это прежде всего камера для спорта и новостей. Глобальный электронный затвор исключает малейшее искажение даже самых быстрых движений – таких как вращение велосипедных спиц, лопастей вертолета или ракетки, бьющей по теннисному мячу. Он также полностью исключает появление ярких или темных полос при съемке с искусственным освещением или в условиях, когда множество фотографов одновременно пользуются фотовспышками. Невероятная скорость – 120 кадров/с при полном разрешении, с работающим видоискателем и автофокусом. Добавим сюда полную бесшумность, практически неограниченный ресурс и отсутствие эффекта смаза от удара затвора. Наконец, a9 III будет очень интересна для фотографов, работающих с импульсным светом – синхронизации при выдержках выше 1/32 000с ранее не могла предложить ни одна камера. Столь короткие выдержки позволят заморозить практически любое движение и превратить ясный день в поздний вечер.
С другой стороны, напомним и про ограничения: не очень высокое разрешение Sony a9 III не позволит кадрировать снимки также свободно, как, например, 50-мегапиксельная матрица Sony a1. Пока что мы не имеем на руках подробных тестов, но заранее ясно, что по уровню цифрового шума и ширине динамического диапазона a9 III также будет проигрывать a1 – как минимум на одну ступень, а возможно, что и на 2. По возможностям записи при очень слабом освещении a9 III, конечно, проиграет a7S III или FX3 с разгромным счетом. Если вы пейзажист, то для вас из Sony по-прежнему нет ничего лучше, чем a7R V – для каждой задачи хороша своя камера.
Как мы уже говорили, Sony a9 III должна поступить в продажу весной 2024 года. Прием предварительных заявок уже стартовал – скорее всего, первые несколько месяцев камера будет в жестком дефиците. Что касается цены, то в США камера будет стоить $5999 (без учета налогов), для России это означает приблизительно 550-600 тысяч рублей, если курс рубля будет оставаться на текущем уровне.